Доля закупок заказчика у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в 2019 году в совокупном годовом объеме закупок, рассчитанном в соответствии со ст. 30 Закона N 44-ФЗ, составила 14,99719%. 
Можно ли применить в таком расчете математические правила округления до двух цифр после запятой и считать данный объем соответствующим 15% для целей ст. 30 Закона N 44-ФЗ? 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Использование при расчете минимального объема закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций способа округления по математическим правилам нецелых чисел не допускается.

Обоснование вывода

Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП, СОНО) в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок (СГОЗ), рассчитанного с учетом ч. 1.1 данной статьи, путем проведения закупочных процедур, указанных в п.п. 1 и 2 данной нормы. В части 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ приведен перечень закупок, которые не включаются в расчет СГОЗ при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 указанной статьи. Возможности использования при расчете минимального объема закупок у СМП, СОНО способа округления по математическим правилам нецелых чисел приведенные нормы не предполагают. Напротив, использование в ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ словосочетания "не менее чем 15%", на наш взгляд, подчеркивает требование о минимальном проценте объема соответствующих закупок.

За осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у СМП, СОНО в размере менее размера, предусмотренного законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, частью 11 ст. 7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа. Иными словами, несоблюдение установленного ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ минимального размера объема закупок у СМП, СОНО формально является основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности по ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ (решение ВС РТ от 16.11.2016. по делу N 77-2874/2016, постановление ФАС от 27.12.2019 N 17/04/7.30-750/2019, решение Брянского областного суда от 24.12.2015 по делу N 21-328/2015).

В решении Брянского областного суда от 25.03.2016 по делу N 21-95/2016 указано, что заключение контрактов, пусть с незначительным нарушением процентного соотношения размера контрактов с СМП, СОНО от общего годового объема закупок (в данном деле - 14,76 % СГОЗ) формально все же признается нарушением требования законодательства и является основанием для привлечения должностного лица к ответственности. Однако в данном деле суд, установив виновность должностного лица в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ, пришел к выводу о возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного административного правонарушения и освободил должностное лицо от административной ответственности, ограничившись лишь устным замечанием. 

В решении Новосибирского областного суда от 20.10.2015 по делу N 7-749/2015 суд подтвердил обоснованность отмены постановления о привлечении должностного лица к административной ответственности с прекращением производства по делу об административном правонарушении на основании ст. 2.9 КоАП РФ (малозначительность) при размере объема закупок у СМП, СОНО - 8,6% СГОЗ заказчика. 

В решении Дивногорского городского суда Красноярского края от 30.06.2015 по делу N 12-48/2015 суд назвал разницу в 2% в объеме размещенных заказов среди СМП, СОНО незначительной для целей оценки малозначительности правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ. 

В решении же Ленинского районного суда г. Пензы Пензенской области от 10.03.2020 по делу N 12-69/2020 в аналогичных обстоятельствах (13% закупок у СМП, СОНО от общего объема СГОЗ), напротив, суд не нашел оснований для признания совершенного должностным лицом правонарушения малозначительным, указав при этом, что состав ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ является формальным, а потому ответственность наступает независимо от последствий совершенного правонарушения.

Таким образом, изложенное позволяет сделать вывод, что при расчете минимального объема закупок у СМП, СОНО заказчику следует учитывать число рассчитанного в соответствии с ст. 30 Закона N 44-ФЗ процента без округления этого числа по математическим правилам нецелых чисел.


Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ 
Чашина Татьяна