Некоммерческая организация (благотворительный фонд) была исключена из ЕГРЮЛ по решению суда. Спустя более чем календарный год она была восстановлена в ЕГРЮЛ также по решению суда. Какие сроки для сдачи отчетности в данном случае? Обязана ли НКО сдать бухгалтерскую и налоговую отчетность за период неактивности в кратчайшие сроки после восстановления в ЕГРЮЛ (и если да - то в какие)? Или же она может пропустить такой отчетный период и предоставить в государственные органы отчетность за текущий период?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
НКО обязана представить бухгалтерскую (финансовую) отчетность и налоговые декларации (расчеты) не только за отчетные (налоговые) периоды после восстановления в ЕГРЮЛ, но и за соответствующие отчетные (налоговые) периоды, приходящиеся на период неправоспособности.
При этом за текущие периоды после восстановления правоспособности организации отчетность представляется в общеустановленные сроки.
Обязанность и сроки представления отчетности за соответствующие отчетные (налоговые) периоды, приходящиеся на период недееспособности организации, законодательно не урегулированы. Полагаем, что организация может согласовать сроки представления отчетности с контролирующими органами.
Во избежание судебных споров организации необходимо обратиться за официальными разъяснениями в Минфин России и/или ФНС России.
Обоснование позиции:
Согласно ч. 3 ст. 6 и ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) организация обязана вести бухгалтерский учет непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации, а также составлять и представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица (ст. 15 Закона N 402-ФЗ).
Обязанность представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты) по итогам налогового периода установлена в пп. 4 п. 1 ст. 23, ст. 80 НК РФ.
При этом в силу п. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Особенности определения налогового периода установлены в п.п. 2-4 ст. 55 НК РФ лишь для случаев создания организации, а также прекращения организации путем ликвидации или реорганизации в течение налогового (отчетного) периода.
Особенности определения обязанности по представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также деклараций (расчетов) в случае исключения организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа и последующего восстановления по решению суда положениями Закона N 402-ФЗ и НК РФ не регулируются.
Официальные разъяснения, а также судебная практика по данному вопросу отсутствуют. Поэтому в рассматриваемой ситуации следует учитывать следующее.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ). Соответственно, все права и обязанности такого юридического лица после исключения его из ЕГРЮЛ считаются прекращенными (п. 1 ст. 61, п. 9 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон о госрегистрации).
Соответственно, внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности организации создает препятствия в осуществлении ею хозяйственной деятельности и влечет невозможность реализации принадлежащих ему прав и исполнения возложенных на него обязанностей.
В случае признания записи в ЕГРЮЛ недействительной ранее внесенные сведения сохраняются и погашаются последующей соответствующей записью (п. 9 Порядка ведения ЕГРЮЛ и ЕГРИП, внесения исправлений в сведения, включенные в записи ЕГРЮЛ и ЕГРИП на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки), утвержденного приказом Минфина России от 30.10.2017 N 165н).
Признание записи недействительной и исключение ее из ЕГРЮЛ влечет для заявителя одинаковые правовые последствия. Физическое изъятие каких-либо записей из ЕГРЮЛ законодательством не предусмотрено (смотрите, например, постановление АС Волго-Вятского округа от 05.12.2018 N Ф01-5559/18 по делу N А43-4682/2018 (определением ВС РФ от 25.03.2019 N 301-ЭС19-2368 по делу N А43-4682/2018 отказано в передаче в СК ВС РФ).
Признание судом ликвидации организации недействительной влечет признание недействительными последствий такой ликвидации. Вместе с тем до момента внесения соответствующей записи организация не осуществляла и не могла осуществлять какую-либо деятельность, в том числе не могла сдавать отчетность. Поэтому обязанность по представлению соответствующей отчетности возникает у НКО с момента восстановления организации в ЕГРЮЛ. Об этом свидетельствует и арбитражная практика (смотрите, например, Постановления Девятнадцатого ААС от 19.08.2014 N 19АП-4278/14, Третьего ААС от 12.08.2014 N 03АП-3404/14 по делу N А69-3724/2013 (постановлением АС Восточно-Сибирского округа от 12.12.2014 N Ф02-5712/14 оставлено в силе).
По нашему мнению, с учетом вышеприведенных норм (в том числе об обязанности по непрерывному ведению бухгалтерского и налогового учета и отсутствия установленных оснований для изменения налогового и отчетного периода), НКО обязана представить бухгалтерскую (финансовую) отчетность и налоговые декларации (расчеты) не только за отчетные (налоговые) периоды после восстановления в ЕГРЮЛ, но и за соответствующие отчетные (налоговые) периоды, приходящиеся на период неактивности.
При этом за периоды после восстановления правоспособности организации отчетность представляется в общеустановленные сроки.
В части определения порядка и сроков для представления бухгалтерской и налоговой отчетности за соответствующие отчетные (налоговые) периоды, приходящиеся на период неактивности, отметим следующее.
Изменение (или приостановление) сроков представления бухгалтерской и налоговой отчетности для подобных случаев не установлены Законом N 402-ФЗ и НК РФ. Поэтому во избежание налоговых рисков организации необходимо обратиться за официальными разъяснениями в Минфин России и/или ФНС России.
Заметим, что в арбитражной практике существуют судебные решения, в которых судьи приходят к выводу, что в подобных случаях процессуальные сроки должны исчисляться с момента фактического восстановления правоспособности юридического лица. Так, например, в постановлении АС Восточно-Сибирского округа от 04.08.2016 N Ф02-3556/16 по делу N А33-12125/2015 судьи пришли к выводу, что, поскольку в определенный период времени юридическое лицо фактически не могло осуществлять какую-либо деятельность и представлять отчетность в связи с наличием в ЕГРЮЛ записи о прекращении его деятельности в связи с ликвидацией, суды пришли к выводу об отсутствии до истечения 12 месяцев с момента фактического восстановления правоспособности юридического лица предусмотренных п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ оснований для внесения в ЕГРЮЛ записей о предстоящем исключении соответствующего юридического лица из ЕГРЮЛ и прекращении его деятельности (вошло в п. 3.2 Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 3 (2016), представленного в письме ФНС России от 10.10.2016 N ГД-4-14-19159@).
Однако исчисление общеустановленных сроков представления отчетности с момента восстановления правоспособности организации с большей вероятностью приведет к возникновению споров с контролирующими органами.
Следует учитывать, что в случае непредставления налоговой декларации (расчета) в налоговый орган в течение 10 рабочих дней по истечении установленного срока ее представления на основании п. 3 ст. 76 НК РФ налоговый орган вправе принять решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств.
Кроме того, нарушение установленных НК РФ порядка и сроков представления отчетности в налоговый орган влечет взыскание штрафов, предусмотренных ст.ст. 119, 126 НК РФ. Дела о нарушениях законодательства о налогах и сборах, не связанные с неправильным исчислением и несвоевременной уплатой налогов, рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ. В этом случае акт о выявленном правонарушении должен быть составлен в течение 10 рабочих дней со дня выявления нарушения (п. 1 ст. 101.4 НК РФ).
Подробнее смотрите Энциклопедию решений. Контроль за своевременным представлением отчетности в налоговый орган.
Учитывая изложенное, считаем, что представить отчетность за периоды до восстановления правоспособности необходимо в кратчайшие сроки после восстановления в ЕГРЮЛ, согласовав эти сроки с контролирующими органами (во избежание применения обеспечительных мер).
Одновременно сообщаем, что данный ответ выражает наше экспертное мнение, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе.
Рекомендуем также воспользоваться своим правом и обратиться за разъяснениями по данному вопросу в Минфин России и/или ФНС России.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена
© 2020 - Общенациональный союз некоммерческих организаций