Некоммерческая организация, занимающаяся в том числе и дорожно-строительными работами планирует безвозмездно провести ямочный ремонт дорог в городе. С муниципалитетом планируется заключить договор безвозмездного выполнения работ.
Можно ли отнести данные работы к благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" и, соответственно, не платить НДС?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Безвозмездно выполненные работы по ямочному ремонту дорог не могут быть однозначно отнесены к благотворительной деятельности.
Обоснование позиции:
В целях исчисления НДС передача права собственности на товары (работы, услуги) на безвозмездной основе признается реализацией и является объектом налогообложения НДС (п. 1 ст. 39 НК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
В то же время в силу пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ освобождается от налогообложения передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (далее - Закон N 135-ФЗ), за исключением подакцизных товаров.
По мнению официальных органов, для применения освобождения от обложения НДС должны быть соблюдены требования, предусмотренные Законом N 135-ФЗ (письма Минфина России от 31.07.2018 N 03-03-06/3/53855, УФНС России по Московской области от 14.09.2006 N 21-22-И/1096).
Так, согласно ст. 1 Закона N 135-ФЗ под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Деятельность признается благотворительной, если осуществляется в целях, предусмотренных п. 1 ст. 2 Закона N 135-ФЗ. При этом перечень таких целей является закрытым.
Ремонт дорог в него не включен, поэтому можно сделать вывод, что данные работы, даже и выполненные безвозмездно, не могут быть отнесены к благотворительной деятельности для целей Закона N 135-ФЗ.
Разъяснениями уполномоченных органов применительно к положениям пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ мы не располагаем. Однако в части исчисления налога на прибыль финансовое ведомство указало, что деятельность по осуществлению работ по ремонту имущества публично-правового образования (имущества казны), осуществляемая за счет средств, полученных благотворительным фондом от физических и юридических лиц, не может быть отнесена к благотворительной деятельности (письмо Минфина России от 06.09.2013 N 03-03-07/36877).
Из постановления УФАС по Челябинской области от 06.09.2019 следует, что работы по ремонту дорог местного значения не относятся к работам по подготовке населения к предотвращению несчастных случаев и не подпадают под действие Закона N 135-ФЗ. Обеспечение муниципальных нужд при выполнении работ по ремонту дорог местного значения в качестве цели благотворительной деятельности Законом N 135-ФЗ не предусмотрено (постановление УФАС по Челябинской области от 07.11.2019). В решении УФАС по Белгородской области N 146-13-А3 (опубликовано 13.08.2013) сделан вывод, что работы по ремонту детского сада проведены в целях, не соответствующих Федеральному закону N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".
Вместе с тем имеется ряд судебных решений, в которых судьи посчитали, что безвозмездное выполнение ремонтных работ соответствует целям благотворительности.
Например, в постановлении Пятнадцатого ААС от 16.11.2015 N 15АП-13596/15 такие выводы были сделаны в отношении работ по ремонту лаборатории (оставлено без изменений постановлением АС Северо-Кавказского округа от 25.02.2016 N Ф08-626/16 по делу N А32-440/2015).
Ранее аналогичное мнение в отношении ремонтных работ нашло отражение в постановлении ФАС Уральского округа от 13.04.2005 N Ф09-1379/05-С7.
Как видим, единое мнение касательно соответствия ремонтных работ положениям Закона N 135-ФЗ в настоящее время не сформировалось. В этой связи мы не можем сделать однозначный вывод относительно указанных в вопросе работ.
Мы придерживаемся позиции, что освобождение от обложения НДС подобных работ с большой долей вероятности может привести к налоговым спорам. Например, заключение о том, что ремонт дороги на безвозмездной основе (результат работ принят администрацией города) подлежит обложению НДС согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, сделан в постановлении Пятнадцатого ААС от 29.11.2019 N 15АП-15801/19 (постановлением АС Северо-Кавказского округа от 21.03.2020 N Ф08-991/20 оставлено без изменения).
На наш взгляд, ремонт дорог мог бы быть отнесен к благотворительной деятельности, если бы, например, производился в результате преодоления последствий стихийных действий, в рамках подготовки населения к предотвращению несчастных случаев (Вопрос: Откликнувшись на обращение главы администрации города, организация для муниципальных нужд производит бесплатные работы по обустройству дворовых территорий с установкой детского городка, посадкой деревьев, асфальтированием дорог. Как оформить взаимоотношения сторон по безвозмездному благоустройству дворовой территории для муниципальных нужд? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2008 г.)).
В такой ситуации считаем целесообразным обратиться за разъяснениями в порядке пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ в налоговый орган по месту учета и/или в Минфин России.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Организация безвозмездно устанавливает котлы для отопления частных жилых домов населения. В поселении, в котором устанавливаются котлы, четыре жилых дома. В домах проведено центральное отопление, услуги по предоставлению которого оказывает организация. Работы по установке котлов будут выполнены работниками организации. Организации экономически выгоднее установить в домах индивидуальные электрические котлы, чем обслуживать данные дома в рамках центрального отопления. Котлы приобретены и учтены на счете 08. Каков порядок налогообложения, в том числе если передача будет оформлена в виде пожертвования? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2019 г.)
- Ремонт автомобильной дороги общего пользования: как избежать дополнительной налоговой нагрузки (Т.Н. Нефедова, Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения, N 4, февраль 2014 г.);
- Энциклопедия решений. Освобождение от НДС операций по передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительности;
- Вопрос: Организация в рамках договора пожертвования передает государственному образовательному учреждению продукцию собственного производства стоимостью менее 40 тыс. руб. Организация при осуществлении операции, не облагаемой НДС на основании пп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ, восстановила НДС, ранее правомерно принятый к вычету по материалам, работам, услугам, использованным для изготовления переданной продукции. Правомерно ли на основании п. 3 ст. 170 НК РФ сумму восстановленного НДС принять в расход по налогу на прибыль? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2015 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена
© 2020 - Общенациональный союз некоммерческих организаций