НКО (фонд) приобрела в собственность здание и земельный участок под ним на территории г. Москвы. Здание относится к объектам культурного наследия регионального значения.
Этот объект находится на территории объединенной охранной зоны в границах объекта археологического наследия федерального значения. 
Объекты регионального значения являются объектами налогообложения по налогу на имущество, объекты федерального значения - нет. 
Могут ли у организации быть налоговые льготы по объектам регионального значения, входящим в состав федеральных? 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: 

Оснований для освобождения от налогообложения приобретенных фондом в собственность здания и земельного участка мы не находим. Иной подход содержит налоговые риски. 

Обоснование вывода: 

1. Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. 
В свою очередь, под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. 
Основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях являются сведения, содержащиеся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (п.п. 1, 3 ст. 15 Закона N 73-ФЗ). Объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр (п. 13 ст. 18 Закона N 73-ФЗ). На основании сведений, содержащихся в реестре, собственнику или иному законному владельцу указанного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, выдается паспорт объекта культурного наследия (п. 1 ст. 21 Закона N 73-ФЗ). 
Тем не менее сведения о таких объектах являются публичными и содержатся в открытых источниках, в частности, на официальном сайте Минкультуры России (за исключением ряда отдельных сведений об объектах археологического наследия) (п.п. 9, 10 ст. 20, ст. 26 Закона N 73-ФЗ, смотрите, например, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2016 N 18АП-979/16). 
Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью. В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. Причем границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков (п.п. 1, 2 ст. 3.1 Закона N 73-ФЗ). 
Согласно ст. 4 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подразделяются на объекты культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения. Стоит заметить, что объекты археологического наследия отнесены к категории объектов культурного наследия федерального значения. 
2. Юридические лица, имеющие в собственности недвижимые памятники истории и культуры, расположенные на территории города Москвы, имеют право, в частности, на налоговые и иные льготы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы (ч. 1 ст. 22, ч. 4 ст. 43 Закона г. Москвы от 14.07.2000 N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры"). 
При этом следует учитывать, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с регламентирующей главой части второй НК РФ (п. 1 ст. 38 НК РФ). 
По общему правилу фонд, как и иные некоммерческие организации, признается налогоплательщиком (п. 2 ст. 11 НК РФ, п. 3 ст. 50, п. 1 ст. 123.17, ст. 123.18 ГК РФ, ст. 7, п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"): 
- налога на имущество организаций 
- в отношении находящегося в собственности недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ (ст. 372 НК РФ); 
- земельного налога - в отношении приобретенного в собственность земельного участка (п. 1 ст. 388 НК РФ). 
При налогообложении указанного имущества, находящегося на территории г. Москвы, наряду с нормами главы 30, 31 НК РФ необходимо руководствоваться также Законом г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", Законом г. Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге" (далее соответственно - Закон N 64 и Закон N 74), которыми могут предусматриваться дополнительные налоговые льготы (ст.ст. 372, 387 НК РФ, смотрите, например, письма Минфина России от 05.02.2019 N 03-05-04-01/6827, от 19.08.2015 N 03-05-06-02/47904). 

Налог на имущество организаций 

Действительно, в соответствии с пп. 3 п. 4 ст. 374 НК РФ объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством РФ порядке, не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество (письма Минфина России от 16.02.2018 N 03-05-05-01/9670, от 03.02.2014 N 03-05-05-01/4065). 
Земельные участки также не признаются объектом налогообложения этим налогом (пп. 1 п. 4 ст. 374 НК РФ). 
В рассматриваемой ситуации речь идет о здании, являющимся объектом культурного наследия регионального значения (Закон N 26, распоряжение Правительства Москвы от 16.05.2007 N 932-РП). Поэтому говорить о его исключении из объектов налогообложения в данном случае не приходится. Статьей 381 НК РФ иных льгот на федеральном уровне в отношении таких объектов для НКО не предусмотрено. 
На региональном уровне также не установлено применимых к данной ситуации льгот по налогу на имущество (ст. 4 Закона N 64). 
Стоит заметить, что положения пп. 3 п. 4 ст. 374 НК РФ распространяются на объект культурного наследия в целом (в пределах утвержденных границ территории указанного объекта), включая отдельные помещения или части здания, включенного в перечень объектов культурного наследия федерального значения, в т.ч. принадлежащие разным лицам. То есть если здание является объектом культурного наследия федерального значения, то и находящееся в этом здании помещение (и даже неотделимое улучшение при аренде), учитываемое на балансе организации на праве собственности, не признается объектом налогообложения по налогу на имущество (письма Минфина России от 16.02.2018 N 03-05-05-01/9670, от 25.05.2016 N 03-05-05-01/29904, от 13.03.2012 N 03-05-05-01/15). 
Однако возможность применения подобной логики к рассматриваемой ситуации мы считаем сомнительной. 
В данном случае речь не просто о границах объекта культурного наследия федерального значения, а об объекте археологического наследия (имеющего определенные особенности). При этом согласно полученной информации для каждого из объектов культурного наследия внутри объединенной охранной зоны утверждены границы территории объекта культурного наследия регионального/федерального значения. 
К сожалению, разъяснений официальных органов или судебной практики по подобным вопросам, которые могли бы подтвердить или опровергнуть наше мнение, нами не обнаружено. 
Вместе с тем полагаем, что иной подход позволил бы исключать из объектов налогообложения любую недвижимость (здания), находящуюся на земельных участках, которые, как сказано выше, также не образуют объекта налогообложения по налогу на имущество на основании положений п. 4 ст. 374 НК РФ. Что, очевидно, противоречит экономическому смыслу налогообложения. 
Исходя из разъяснений уполномоченных органов предполагаем, что более определенно вопрос применения преференции по пп. 3 п. 4 ст. 374 НК РФ может быть решен на основании сведений, учтенных в реестре и указанных в паспорте объектов культурного наследия, порядок ведения которых относится к компетенции Минкультуры РФ (письмо Минфина России от 11.03.2013 N 03-05-05-01/7258). 
Для устранения сомнений рекомендуем организации обратиться за письменными разъяснениями (информацией) в налоговые или финансовые органы (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21, пп. 4 п. 1 ст. 32, ст. 34.2 НК РФ). 

К сведению: 

Проектом Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (ID проекта 02/04/07-19/00093389, подготовлен Минкультуры России 23.07.2019) предусмотрено распространение положений пп. 3 п. 4 ст. 374 НК РФ на объекты культурного наследия не только федерального, но и регионального и муниципального значения. На сегодняшний день законопроект находится на этапе подготовки заключения по процедуре ОРВ и движений по нему с декабря 2019 года, к сожалению, не наблюдается (https://regulation.gov.ru/projects#search=02/04/07-19/00093389&npa). 

Земельный налог 

Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в реестр, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством РФ и Законом N 73-ФЗ (ст. 5 Закона N 73-ФЗ). 
На основании пп. 2 п. 2 ст. 389 НК РФ земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками, не признаются объектом налогообложения. 
Как мы понимаем, в данном случае приобретенный земельный участок входит в территорию объекта археологического наследия, связан с ним функционально и является его неотъемлемой частью. Что дает предпосылки для исключения этого участка из объектов налогообложения. 
Вместе с тем согласно п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые в т.ч. объектами археологического наследия. На основании чего и с учетом п. 2 ст. 27 НК РФ в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 06.08.2015 N Ф06-26554/15 по делу N А55-25029/2014 сделан вывод, что находящиеся в частной собственности земельные участки не относятся к ограниченным в обороте и являются объектом обложения земельным налогом (в приведенном деле земельные участки были расположены в границах могильника - памятника археологии федерального значения). 
Кроме того, принадлежность объектов, находящихся на земельных участках, к объектам культурного наследия должна быть подтверждена паспортом (определение Верховного Суда РФ от 13.11.2015 N 310-КГ15-13909). 
Смотрите также постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.06.2017 N Ф03-1636/17 по делу N А73-3988/2016, Арбитражного суда Поволжского округа от 06.08.2015 N Ф06-26554/15 по делу N А55-25029/2014. 
ФНС также обращает внимание на эти два условия, дополнительно отмечая, что решение вопроса о признании (непризнании) земельного участка ограниченным в обороте в соответствии с законодательством РФ относится к компетенции Минэкономразвития и Минфина России (письмо ФНС России от 05.08.2016 N ГД-4-11/14359@, смотрите также письмо Минфина России от 08.09.2017 N 03-05-05-02/57723). 
Получается, что налогоплательщик лишен возможности применения нормы пп. 2 п. 2 ст. 389 НК РФ в отношении приобретенного в собственность земельного участка, занятого объектами археологического наследия. Иных применимых в данном случае льгот ни глава 31 НК РФ, ни Закон N 74 не предусматривают. 
Таким образом, оснований для освобождения от налогообложения приобретенных организаций в собственность здания и земельного участка мы в данном случае не находим. При иной точке зрения налогоплательщику следует быть готовым отстаивать свою позицию в суде. 

Ответ подготовил: 
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ 
Лазарева Ирина