У бюджетного учреждения есть необходимость в приобретении зерна для посева. 
Может ли учреждение оформить договор беспроцентного займа зерна с последующей его отдачей в том же количестве? Если да, то как оформить первичные документы по приходу и возврату зерна? 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: 
Запрета на заключение бюджетным учреждением договора займа действующим законодательством не установлено. Конкретный порядок документального оформления операций по заимствованию зерна бюджетному учреждению следует установить самостоятельно и закрепить в учетной политике или ином локальном нормативном акте. 

Обоснование вывода: 
Бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ). 
Согласно п. 1 ст. 807 ГК РФ, по договору займа одна сторона (займодавец) передает или обязуется передать в собственность другой стороне (заемщику) деньги, вещи, определенные родовыми признаками, или ценные бумаги, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество полученных им вещей того же рода и качества либо таких же ценных бумаг. 
В п. 14 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ установлено ограничение совершения бюджетными учреждениями определенного вида сделок, а именно: запрет на размещение денежных средств на депозитах в кредитных организациях, а также совершение сделок с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами. А вот запрет на получение займов в отношении бюджетных учреждений ни ГК РФ, ни Законом N 7-ФЗ не предусмотрен (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 22.12.2014 N Д28И-2829). 
Таким образом, бюджетное учреждение может заключить договор займа. При этом заем может быть осуществлен не только денежными средствами, но и вещами (имуществом), в данном случае зерном. 
Обратите внимание, вещи, переданные в заем, должны быть тождественны возвращаемым. При несовпадении предметов (например, по договору займа было получено зерно, а возвращена заемщиком мука) сделка может быть признана притворной (ст. 170 ГК РФ). В этом случае к отношениям сторон должны применяться правила о действительном договоре, например, мене (п. 2 ст. 170 ГК РФ, постановления Первого ААС от 30.06.2014 N 01АП-6549/12, Девятнадцатого ААС от 29.05.2013 N 19АП-937/13). 
Согласно ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ организации бюджетной сферы оформляют первичные документы по формам, установленным в соответствии с бюджетным законодательством. Бюджетные учреждения используют формы первичных учетных документов, утвержденные приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н. Данным приказом также утверждены Методические указания по их заполнению (Приложение N 5 к Приказу N 52н, далее - Методические указания). 
Методическими указаниями предусмотрено, что Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207) (далее - Приходный ордер (ф. 0504207) составляется при поступлении в учреждение материальных ценностей (основных средств, материальных запасов) и служит основанием для принятия к бухгалтерскому учету и отражения на балансе учреждения таких нефинансовых активов. Также по согласованию с займодавцем может быть составлен иной документ, содержащий необходимые сторонам договора сведения. В таком случае в бухгалтерском учете такая хозяйственная операция будет отражена на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833). 
Накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205) (далее - Накладная (ф. 0504205) применяется для учета отпуска материальных ценностей учреждением-отправителем сторонним учреждениям (организациям) - получателям, организациям, в том числе с привлечением организаций, осуществляющих перевозку, на основании договоров (контрактов) и других документов (Методические указания). 
Таким образом, поступление в учреждение зерна по договору займа может быть оформлено Приходным ордером (ф. 0504207) либо иным документом и Бухгалтерской справкой (ф. 0504833), в то время как возврат зерна займодавцу можно оформить Накладной (ф. 0504205). 
Также не исключаем и применения самостоятельно разработанных учреждением форм, которые обязательно должны содержать реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ и п. 25 Стандарта "Концептуальные основы...". 
Так как действующим законодательством не установлен конкретный порядок документального оформления операций по заимствованию зерна, то такой порядок бюджетному учреждению следует установить самостоятельно и закрепить в учетной политике или ином локальном нормативном акте.
 
Ответ подготовил: 
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ 
Гурашвили Георгий 

Контроль качества ответа: 
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ 
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна 

01.06.2020