Согласно постановлению Администрации Еманжелинского муниципального района (ЕМР) от 29.12.2012 N 1027, которым утверждена целевая программа по оказанию помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и порядок выплаты единовременного социального пособия, Управлением социальной защиты населения (УСЗН) Администрации ЕМР производится выплата единовременного социального пособия (ЕСП) гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Единовременное пособие выплачивается из бюджета ЕМР на лечение, в случае пожара, стихийного бедствия, трудной жизненной ситуации (ситуации различные). ЕСП выплачивается работающим и неработающим гражданам, проживающим на территории ЕМР (доходы как выше, так и ниже прожиточного минимума). Физические лица - получатели пособий частично относятся к малоимущим и социально незащищенным слоям населения. Суммы выплат составляют от 1000 до 10 000 рублей. 
Облагается ли выплата единого социального пособия НДФЛ? 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: 
Выплата единовременного социального пособия не облагается НДФЛ в следующих случаях: 
1) суммы единовременного социального пособия выплачиваются физическим лицам, которые относятся к малоимущим и социально незащищенным слоям населения; 
2) выплата пособия любым гражданам производится в случае пожара или другого стихийного бедствия. 
В остальных случаях выплата единовременного социального пособия подлежит обложению НДФЛ. 

Обоснование вывода: 
В силу ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. 
При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ (п. 1 ст. 210 НК РФ). 
В ст. 217 НК РФ содержится перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ (освобождаемых от налогообложения). При этом перечень данных доходов носит закрытый характер. 
Насколько нам известно, утвержденного перечня трудных жизненных ситуаций не существует. События, требующие оказания помощи, очевидно, могут быть разными. 
1. В соответствии с п. 8 ст. 217 НК РФ освобождаются от обложения НДФЛ суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых налогоплательщикам из числа граждан, которые в соответствии с законодательством (Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи") отнесены к категории граждан, имеющих право на получение социальной помощи, в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов. 
В силу ст. 7 Закона N 178-ФЗ к малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам относятся граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. 
По мнению контролирующих органов, если единовременные выплаты производятся малоимущим и социально незащищенным категориям граждан в виде адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств местного бюджета в соответствии с целевой программой, утвержденной исполнительным органом местного самоуправления, то данные выплаты могут освобождаться от обложения НДФЛ (письма Минфина России от 29.03.2018 N 03-04-05/20131, от 09.01.2014 N 03-04-06/9, от 29.11.2011 N 03-04-06/8-321, письмо ФНС России от 18.08.2011 N АС-4-3/13508@). 
Таким образом, суммы единовременного социального пособия, выплачиваемые физическим лицам, которые относятся к малоимущим и социально незащищенным слоям населения, не облагаются НДФЛ. 
2. Согласно п. 46 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ доходы в связи с прекращением полностью или частично обязательства по уплате задолженности, доходы в виде материальной выгоды, а также иные доходы в денежной и (или) натуральной формах, полученные налогоплательщиками, пострадавшими от террористических актов на территории РФ, стихийных бедствий или от других чрезвычайных обстоятельств, и (или) физическими лицами, являющимися членами их семей, в связи с указанными событиями. При этом определение понятий "стихийное бедствие" и "чрезвычайная ситуация" в НК РФ не содержится. 
В письме Минфина России от 16.01.2006 N 03-03-04/1/31 указано на необходимость применения терминов, указанных в Федеральном законе от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", которым понятие "чрезвычайная ситуация" определена как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. 
Кроме того, для квалификации того или иного природного явления рекомендуем воспользоваться межгосударственным стандартом "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения ГОСТ Р 22.0.03-95", утвержденным постановлением Госстандарта России от 25.05.1995 N 267. 
Поскольку приведенные нормы не ограничивают перечень стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, в связи с которыми налогоплательщику выплачивается материальная помощь, к таковым может быть отнесен и пожар. 
Освобождение от налогообложения сумм единовременной выплаты, полученной в связи с утратой при пожаре имущества налогоплательщика, требует подтверждения соответствующего факта (письма Минфина России от 20.01.2017 N 03-04-06/2414, от 04.08.2015 N 03-04-06/44861, от 10.06.2013 N 03-04-05/21487, постановление Пятнадцатого ААС от 30.06.2009 N 15АП-3059/2009). Для подтверждения факта пожара, возникшего в связи со стихийным бедствием или чрезвычайным обстоятельством, следует обращаться в соответствующие органы для получения справки (в частности, в Государственную противопожарную службу МЧС России). 
Таким образом, если ЕСП выплачивается из бюджета ЕМР в случае пожара или другого стихийного бедствия, его сумма не подлежит обложению НДФЛ на основании п. 46 ст. 217 НК РФ в том случае, если факт возникновения чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия (например, пожар, наводнение) будет подтвержден. 
3. В анализируемой ситуации пособие на лечение граждан, не являющихся работниками УСЗН, должно облагаться НДФЛ. Льгота, предусмотренная п. 10 ст. 217 НК РФ, относится только к выплатам, осуществляемым работодателями, общественными, религиозными, благотворительными и другими некоммерческими организациями. 
Однако сами физические лица могут воспользоваться социальным налоговым вычетом на лечение согласно пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ. 
4. Отметим, что норму п. 28 ст. 217 НК РФ в рассматриваемом случае применить невозможно, поскольку она не касается выплат из бюджетов. Поэтому величина ЕСП не имеет значения для налогообложения. 

Ответ подготовил: 
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ 
аудитор, член ААС Буланцов Михаил  

01.06.2020