Какой порядок продажи этого автомобиля?
В соответствии с п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом (далее - ОЦДИ), закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Аналогичный порядок распоряжения имуществом предусматривается уставами государственных бюджетных учреждений Республики Мордовия (п. 3.1. Примерного устава государственного бюджетного учреждения Республики Мордовия, утвержденного распоряжением Правительства Республики Мордовия от 13.12.2010 N 684-Р).
Соответственно, в приведенной ситуации учреждению необходимо получить согласие собственника на продажу автомобиля. В случаях, когда требуется согласие собственника на распоряжение имуществом учреждения, такое согласие дает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя учреждения. При этом порядок осуществления учредителями своих полномочий определяется на уровне того публично-правового образования, на базе имущества которого создано учреждение*(1).
Несоблюдение требования о согласовании сделки с ОЦДИ влечет ответственность, предусмотренную ст. 7.35 КоАП РФ. При этом несогласованная сделка с ОЦДИ может быть признана недействительной (ст. 173.1 ГК РФ).
Отметим, так как в данном случае речь идет о реализации ОЦДИ, продажа которого возможна только с согласия собственника имущества, потребуется проведение оценки отчуждаемого имущества с привлечением независимого оценщика (ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). Напомним, что определенная в отчете об оценке цена по общему правилу является лишь рекомендуемой для совершения сделки. Обязательной она является лишь в случаях, предусмотренных законом*(2).
Законодательством не предусмотрено особого порядка продажи движимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за бюджетными учреждениями. Нормы, которые бы предписывали проводить торги в таких случаях, в законодательстве отсутствуют. На отношения по отчуждению движимого имущества бюджетными учреждениями не распространяется ни законодательство о приватизации (п.п. 9 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ), ни порядок, предусмотренный ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ни Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения, государственных и муниципальных нужд" (с изменениями и дополнениями), ни Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Правовых актов, принятых органами власти Республики Мордовия, которые устанавливали бы необходимость проведения торгов для продажи имущества бюджетных учреждений, мы также не обнаружили. Следовательно, если на ведомственном или локальном уровне не установлен особый порядок реализации ОЦДИ, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, и отсутствует указание собственника о продаже имущества на торгах, для продажи автомобиля учреждению не требуется проводить конкурентные процедуры.